Главная »  2014 »  8. Осуществляемые меры в области охраны окружающей среды

8.1 Государственный контроль и надзор

 

8.1.1 Контрольно-надзорная деятельность Управления Росприроднадзора по Челябинской области

 

Таблица 8.1

Основные результаты государственного экологического надзора

Показатель

Ед. изм.

2012 год

2013 год

2014 год

1.Количество объектов хозяйственной или иной деятельности, подлежащих государственному федеральному экологическому надзору

ед.

838

838

662

2.Численность инспекторов, осуществляющих государственный федеральный экологический надзор

ед.

37

32

29

3. Количество проверенных объектов хозяйственной или иной деятельности, подлежащих государственному федеральному экологическому надзору

ед.

222

164

169

4.Количество выявленных нарушений законодательства при проведении государственного федерального экологического надзора

ед.

545

483

495

5.Сумма выписанных штрафов за нарушения в области охраны окружающей среды, выявленных в рамках государственного федерального экологического надзора

млн. руб.

7,351

7,619

7,554

6. Сумма уплаченных штрафов за нарушения в области охраны окружающей среды, выявленных в рамках государственного федерального экологического надзора

млн. руб.

6,791

5,296

6,953

7. Сумма возмещенного ущерба окружающей среде, выявленного в рамках государственного федерального экологического надзора

млн. руб.

151,752

46,894

4,392

 

 

Управлением Росприроднадзора по Челябинской области за 2014 год проведено 273 проверки на 169 хозяйствующих субъектах, из них: 55 плановых, в том числе 28 - с аналитическим сопровождением, 174 внеплановых,
44 рейдовых проверки по соблюдению законодательства об охране окружающей среды.

Управление приняло участие в 25 проверках, проведенных органами прокуратуры, в 3 плановых проверках Департамента Росприроднадзора по УрФО.

При проведении проверок и участии в проверках, проводимых органами прокуратуры, Управлением было выявлено 540 нарушений, из них:

495 - при проведении плановых, внеплановых и рейдовых проверок,

45 - при участии в проверках, проведенных органами прокуратуры.

Основные нарушения, выявленные в ходе проведения проверок:

в области охраны атмосферного воздуха:

- отсутствие или ненадлежащее осуществление производственного контроля за охраной атмосферного воздуха (невыполнение или не в полном объеме выполнение плана - графика контроля  предельно допустимых выбросов (ПДВ));

- нарушение правил эксплуатации аппаратуры для очистки газов, неэффективная работа пылегазоочистных установок, отсутствие паспортов установок очистки газа;

- выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух без разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;

в области обращения с отходами:

- отсутствие учета в области обращения с отходами;

- отсутствие паспорта отходов I-IV класса опасности;

- осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I-IV класса опасности без лицензии;

- захоронение отходов I-IV класса опасности в границах населенных пунктов;

в области земельного надзора:

по рекультивации: не решается вопрос рекультивации нарушенных земель в результате хозяйственной деятельности прошлых лет (брошенные земли);

по водоохранным зонам: движение и стоянка транспортных средств в необорудованных для этого местах, захламление земельных участков водоохранных зон твердыми бытовыми отходами в местах массового отдыха граждан;

по захламлению земель: захламление территории твердыми бытовыми и промышленными отходами;

в области надзора за водными ресурсами:

- пользование поверхностными водными объектами без разрешительных документов (Договор водопользования, Решение о предоставлении водных объектов в пользование);

- нарушение правил водопользования при заборе воды из поверхностных водных объектов  и сбросе сточных вод в водные объекты;

- сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод, превышающих установленные нормативы;

- ненадлежащее осуществление производственного контроля сброса сточных вод в водные объекты (не в полном объеме выполнение плана - графика контроля);

в области охраны и использования недр:

- нарушение условий лицензионных соглашений в части срыва сроков утверждения запасов по объектам добычи подземных вод одиночных водозаборов;

- нарушения условий лицензионных соглашений в части согласования проектов добычи объектов пользования недрами для  добычи подземных вод одиночных водозаборов;

- нарушения стандартов ведения работ по пользованию недрами для добычи питьевых подземных вод в части оформления зон санитарной охраны и содержания зон строгой охраны в установленном порядке.

 

8.1.2 Осуществление регионального государственного экологического надзора

 

Постановлением Правительства Челябинской области от 21 декабря 2011 года № 467-П «Об уполномоченном органе» Министерство по радиационной и экологической безопасности Челябинской области (далее также именуется – Министерство) определено уполномоченным органом на осуществление регионального государственного экологического надзора при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, за исключением деятельности с использованием объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору.

Непосредственное осуществление регионального государственного экологического надзора в Министерстве возложено на отдел регионального государственного экологического надзора Управления государственной экологической экспертизы и регионального государственного экологического надзора и отдел особо охраняемых природных территорий.

Порядком осуществления регионального государственного экологического надзора на территории Челябинской области, утвержденным Постановлением Правительства Челябинской области от 23.05.2012 г. № 235-П «Об утверждении Порядка осуществления регионального государственного экологического надзора на территории Челябинской области», установлено, что региональный государственный экологический надзор в Челябинской области осуществляется:

Министерством по радиационной и экологической безопасности Челябинской области, уполномоченным Правительством Челябинской области на осуществление регионального государственного экологического надзора;

органами местного самоуправления муниципальных образований Челябинской области (далее именуются – ОМС), наделенными отдельными государственными полномочиями в области охраны окружающей среды в соответствии с Законом Челябинской области от 30.11.2006 г. № 76-ЗО «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в области охраны окружающей среды» (далее именуется – Закон № 76-ЗО).

Министерство осуществляет региональный государственный экологический надзор в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность:

1) с использованием водных объектов для сброса сточных вод;

2) с использованием объектов размещения твердых и жидких бытовых отходов населенных пунктов Челябинской области;

3) в границах особо охраняемых природных территорий регионального значения и их охранных зон.

ОМС в соответствии с установленными Законом № 76-ЗО полномочиями осуществляют региональный государственный экологический надзор на территории соответствующего муниципального образования, за исключением деятельности с использованием объектов, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, осуществляемому Министерством.

 

Отдел регионального государственного экологического надзора

Отделом регионального государственного надзора в 2014 году сохранены преимущественные направления проведения надзорных мероприятий в отношении субъектов, эксплуатирующих объекты размещения твердых коммунальных отходов, сооружения водоотведения и очистки сточных вод, а также надзорные мероприятия в отношении субъектов, осуществляющих деятельность на особо охраняемых природных территориях и их охранных зонах. Утвержденным на 2014 год планом предусмотрено проведение 27 проверок в отношении юридических лиц, осуществляющих эксплуатацию 11 объектов размещения твердых коммунальных отходов, 8 сооружений водоотведения сточных вод; 1 юридического лица, эксплуатирующего объект размещения твердых коммунальных отходов и сооружение водоотведения сточных вод; 7 субъектов, осуществляющих деятельность на особо охраняемых природных территориях и их охранных зонах.

План проверок на 2014 год выполнен, фактически проведено 76 проверок, из них:

1) 27 плановых выездных и документарных проверок;

2) 49 внеплановых проверок, включающих:

- 10 проверок (6 документарных и 3 выездных, 1 документарная и выездная) по контролю за исполнением ранее выданного предписания;

- 2 выездные проверки по требованию и заявлению прокуратуры;

- 11 проверок по обращениям граждан и заявлениям организаций о возникновении угрозы причинения вреда окружающей среде;

- 26 выездных проверок, осуществленных органами прокуратуры, с привлечением специалистов отдела для составления заключений.

В ходе проведения плановых проверок государственными инспекторами отдела осуществлялись контрольные мероприятия по всем сферам регионального государственного экологического надзора.

По вопросам использования водных объектов в целях сброса сточных вод проведено 18 проверок (8 плановых, 10 внеплановых, в том числе участие в 6 проверках прокуратуры).

Контрольные мероприятия проведены в отношении следующих субъектов, осуществляющих водоотведение сточных вод:

плановые проверки проведены в отношении юридических лиц: ОАО "Челябкоммунэнерго", ООО "Тимофеевский каменный карьер" (сброс стоков от предприятия в неизвестный водный объект, г. Коркино),  ООО "Кропачевский жилищно - коммунальный сервис" (сточные воды от Кропачевского сельского поселения в р. Бердяш), ООО "Порфирит" (сточные воды в р. Чумляк), ООО "Коелга-Комфорт" (стоки в р. Коелга), ООО "Сарафановское" (сброс в оз. Кунгуруша), ООО "Кундравинское" (сброс в оз. Кундравы), ООО "МЕТРО Кеш энд Керри" (сбросы сточных вод в ручей без названия, Копейский городской округ);

контрольные внеплановые мероприятия проведены в отношении: ООО Агрокомплекс "Чурилово" (проверка исполнения предписания по получению разрешения на сброс в оз. Первое), администрация Верхнеуральского городского поселения (проверка предписания по сбросу стоков от Верхнеуральского городского поселения в р. Урал), администрация Карабашского городского округа, ИП Джаббаров И.С. (проверка по установлению факта сброса в Шершневское водохранилище);

принято участие  в 6 выездных проверках прокуратуры в отношении: ООО «Регинас», ООО «Фламинго - маркет», ЗАО «ЦПТК ЧМС», ООО «Промсоюз», ИП Шуховцев А.Б., ООО "Южуралводоканал" (водоотведение сточных вод в микрорайоне Залесье в Шершневское водохранилище в результате аварии на канализационном коллекторе).

Характерными нарушениями в области охраны водных объектов при сбросе сточных вод являются: отсутствие разрешительных документов на право пользования водным объектом в целях сброса сточных вод, сброс сточных вод в водные объекты с содержанием загрязняющих веществ, превышающих установленные нормативы, отсутствие приборных измерений и производственного контроля за качеством сбрасываемых сточных вод.

По вопросам соблюдения экологических требований при эксплуатации объектов размещения твердых коммунальных отходов и обращении с отходами совместно с осуществлением водоотведения сточных вод проведена 1 проверка: в отношении ООО «Филимоновское».

По вопросам соблюдения экологических требований при эксплуатации объектов размещения твердых коммунальных отходов и обращении с отходами проведено 24 проверки (11 плановых, 13 внеплановых, в том числе участие в 5 проверках прокуратуры).

Плановые проверки проведены в отношении юридических лиц: МУП "Городская служба Благоустройства" (свалка г. Усть-Катава), ООО "Спецсервис" (свалка Кыштымского городского округа), МУП "Спецавтохозяйство" (свалка г. Магнитогорска), ООО "ГОРОД" (свалка  г. Катав-Ивановска), ООО ЖКХ "Кизильское" (свалка Кизильского сельского поселения), ООО "Эко-Сервис" (полигон ТБО «Васильевская свалка» г. Миасса), МУП "Коммунальный сервис АМР" (свалка г. Сим Ашинского муниципального района), ООО "КОМТРАНССЕРВИС" (полигон ТБО "Южный" г. Копейска), МБУ "ЭКОТЕК" (полигон ТБО г. Снежинска), ООО "Сандор" (свалка с. Сулея Саткинского муниципального района), ООО "Вознесенкое ЖКХ" (свалка Вознесенского сельского поселения Сосновского муниципального района).

Контрольные внеплановые мероприятия проведены в отношении юридических лиц: ООО "Альянс Плюс" (проверка предписания по свалке Краснопольского сельского поселения Сосновского муниципального района), ЮМУП "Уклад" (проверка предписания по свалке г. Южноуральска), администрация Карталинского муниципального района (внеплановая выездная проверка по обращению на эксплуатацию свалки г. Карталы), администрация Нагайбакского муниципального района (внеплановая выездная проверка по обращению на эксплуатацию свалки с. Фершампенуаз), администрация Карталинского муниципального района (проверка предписания по свалке г. Карталы), ООО "Эра Технологий" (проверка предписания по свалке Травниковского сельского поселения Чебаркульского муниципального района),  администрация Нагайбакского муниципального района (проверка предписания по свалке с. Фершампенуаз), администрация Карталинского муниципального района (проверка предписания по свалке г. Карталы).

Принято участие в 4 выездных проверках прокуратуры с составлением заключений по предмету соблюдения природоохранного законодательства в отношении: МУП «ГорЭкоЦентр» (по факту возгорания отходов на свалке города Челябинска), ООО «Полигон ТБО» (по установлению фактов строительства межмуниципального полигона в Сосновском муниципальном районе с нарушениями экологических и санитарных норм), ООО «Горкомхоз», ООО "Полигон ТБО" (проверка полигона ТБО перед вводом в эксплуатацию), администрация Красноармейского муниципального района (свалка с. Миасского).

Характерными нарушениями при эксплуатации объектов размещения отходов и обращении с отходами являются: несоблюдение санитарных и экологических требований при эксплуатации полигонов ТБО, отсутствие паспортов на опасные отходы, отсутствие учета и отчетности при обращении с отходами, отсутствие лицензии на деятельность по размещению отходов, отсутствие проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (для субъектов, не относящихся к малому и среднему предпринимательству), отсутствие организации производственного контроля и мониторинга за воздействием на окружающую природную среду, размещение отходов на необорудованных площадках, отсутствие проектов предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и разрешений на выбросы для объектов захоронения отходов.

По вопросу соблюдения требований природоохранного законодательства при осуществлении деятельности на особо охраняемых природных территориях и их охранных зонах, были проведены следующие надзорные мероприятия:

7 плановых проверок в отношении: ООО «Спортивно-оздоровительный комплекс «Лесная сказка Еткуль» (хозяйственная деятельность на территории памятника природы «Еткульский бор»), Региональный благотворительный фонд «Теплый дом» (хозяйственная деятельность на территории памятника природы «Каштакский бор»), СНТ «Рипус» (хозяйственная деятельность на территории охранной зоны гидрологического памятника природы «озеро Увильды»), ООО «Спартак-Р» (хозяйственная деятельность на территории охранной зоны гидрологического памятника природы «озеро Сугояк»), ДНТ  «Ветеран-1, участок 2» (хозяйственная деятельность на территории охранной зоны гидрологического памятника природы «озеро Увильды»), ООО «Оздоровительный комплекс «Акакуль» (хозяйственная деятельность на территории охранной зоны гидрологического памятника природы «озеро Сугояк»), ДНТ «Чайка» (хозяйственная деятельность на территории охранной зоны гидрологического памятника природы «озеро Увильды»).

11 контрольных внеплановых мероприятий проведено, в том числе в отношении юридических лиц: ООО «Котельная Киалим», ООО «НФС Киалим» (по обращению на эксплуатацию канализационных сетей п. Красный камень на территории охранной зоны гидрологического памятника природы «озеро Увильды»), ООО «Вишневогорское жилищно-эксплуатационное управление» (по заявлению на водопользование без разрешительной документации гидрологическим памятником природы «озеро Аракуль»), ГБУ Здравоохранения «Челябинский областной центр реабилитации» (проверка предписания по хозяйственной деятельности на территории охранной зоны гидрологического памятника природы «озеро Смолино»).

Принято участие в 15 выездных проверках прокуратуры с составлением заключений по предмету соблюдения природоохранного законодательства на особо охраняемых природных территориях регионального значения и их охранных зонах, в том числе в отношении: НП «Пансионат Тургояк» (хозяйственная деятельность на территории охранной зоны гидрологического памятника природы «озеро Тургояк»), неустановленное лицо (по обращению на оборудование пляжа на территории охранной зоны гидрологического памятника природы «озеро Сугояк»), неустановленное лицо (рейд по охранной зоне гидрологического памятника природы «озеро Большой Еланчик»), ООО «Волна», ООО «Светлячок» и ЗАО «КЕММА» (хозяйственная деятельность на территории охранной зоны гидрологического памятника природы «озеро Тургояк»), НП «Яхт-клуб «Увильды» (хозяйственная деятельность на территории охранной зоны гидрологического памятника природы «озеро Увильды»), неустановленное лицо (рейд по охранной зоне гидрологического памятника природы «озеро Тургояк»).

Также в случаях возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде специалистами Министерства в 2014 году было произведено 10 оперативных выездов в рамках административных расследований и рейдовых проверок охранных зон особо охраняемых природных территорий.

Всего по результатам проведения контрольно-надзорных мероприятий в 2014 году выявлено 244 нарушения природоохранного законодательства, нарушителям выдано 185 предписаний, направлено в территориальные органы прокуратуры 31 материал проверки (по 56 нарушениям). В настоящее время выполнено 75 предписаний, продлены сроки 5 предписаний по ходатайству предприятий, выдано 5 новых предписаний по основаниям неисполнения, с составлением протоколов по ч.1 ст.19.5 КоАП РФ,  по остальным предписаниям сроки исполнения не истекли.

По результатам проведения плановых и внеплановых проверок  составлено 46 протоколов об административных правонарушениях, по заключениям специалистов прокуратурой вынесено и направлено в Министерство 9 постановлений о возбуждении административных дел. По результатам рассмотрения возбужденных по проверкам и заключениям дел сотрудниками Министерства наложено 48 штрафов на сумму 570,5 тыс. руб., объявлено 2 предупреждения. По 5 протоколам Министерства по фактам неисполнения ранее выданных предписаний, направленным в мировые суды, вынесено 4 постановления на сумму 31,0 тыс. рублей.

Всего в 2014 году специалистами Министерства рассмотрено 1562 административных дела, возбужденных Министерством, органами прокуратуры и ОМС, предъявлено 1287 штрафов на сумму 5968,8 тыс. рублей.

По видам нарушений штрафы предъявлены:

- за нарушения законодательства в области охраны атмосферного воздуха (статья 8.21 КоАП РФ) – 18 штрафов на сумму 434,5 тыс. рублей;

- за нарушения законодательства в области использования и охраны водных объектов (статьи 7.6, 8.12.1, 8.14, 8.15, 8.42, 8.43 КоАП РФ) – 545 штрафов на сумму 2505,1 тыс. рублей;

- за нарушения законодательства при обращении с отходами, загрязнении земель (статьи 8.2, 8.6 КоАП РФ) – 53 штрафа на сумму 680,2 тыс. рублей;

- за нарушения законодательства при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений (ст.8.1 КоАП РФ) – 215 штрафов на сумму 813,0 тыс.рублей;

- за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду (ст.8.41 КоАП РФ) – 47 штрафов на сумму 149,0 тыс.рублей;

- за сокрытие и искажение сведений (ст.8.5 КоАП РФ) – 21 штрафов на сумму 40,0 тыс. руб.;

- за нарушение режима особо охраняемых природных территории (ст.8.39 КоАП РФ) – 388 штрафов на сумму 1 347,0 тыс. рублей.

В целом за нарушения природоохранного законодательства в 2014 году поступили средства в бюджет на сумму 3,881 млн. рублей.

Из наиболее существенных правонарушений, которые были устранены по результатам осуществления регионального государственного экологического надзора:

- устранен сброс неочищенных сточных вод в реку Гумбейка;

- устранен сброс неочищенных сточных вод в озеро Теренкуль г. Чебаркуль;

- устранен сброс неочищенных сточных вод на рельеф местности на территории п. Западный-2 Сосновского района;

- устранен излив на почву бетона на рельеф местности на территории памятника природы «Челябинский (городской) бор»;

- ликвидировано размещение 300 т отходов животноводства на ледяном покрове озера Тишки.

ОМС в 2014 году проведено 848 проверок хозяйствующих субъектов, в том числе 620 плановых, 228 внеплановых проверок. По результатам проверок выявлено 1350 нарушений природоохранного законодательства, нарушителям выдано 1222 предписания, направлено в территориальные органы прокуратуры 100 материалов проверки, составлено и направлено в адрес Министерства для рассмотрения 306 протоколов об административных правонарушениях, за неисполнение ранее выданных предписаний составлен и направлен в мировые суды 41 протокол. Предъявлено 9 исков и досудебных претензий о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды на общую сумму 404,3 тыс. рублей, и 31 иск о ликвидации мест несанкционированного размещения отходов производства и потребления.

 

Таблица8.2

Основные результаты осуществления регионального государственного экологического надзора на территории Челябинской области

№ п/п

Показатель

Ед. изм.

2012 год

2013 год

2014 год

1.

Количество объектов хозяйственной или иной деятельности, подлежащих  региональному государственному экологическому надзору

ед.

195 910

910 976

193 273

2.

Численность должностных лиц ОМСУ и Министерства, осуществляющих региональной государственный экологический надзор

ед.

61

59

61

3.

Количество проведенных проверок объектов хозяйственной или иной деятельности,  подлежащих региональному государственному экологическому надзору

ед.

1 201

1 095

925

4.

Количество выявленных нарушений законодательства при проведении регионального государственного экологического надзора

ед.

1 723

1 686

1 594

5.

Количество рассмотренных материалов административных дел 1 за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды и  за нарушение законодательства об особо охраняемых природных территориях

ед.

1 431

1 831

1 562

6.

Сумма уплаченных штрафов за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды и  за нарушение законодательства об особо охраняемых природных территориях

млн.

руб-лей

3 412,211

3 739,402

3 881,136

7.

Сумма возмещенного ущерба окружающей среде, выявленного в рамках осуществления регионального государственного экологического надзора

млн.

руб-лей

0,751

2,917

1,417

1 – в том числе постановления прокуратуры, протоколы УВД, протоколы ОМС, протоколы Министерства

 

В 2014 году осуществлялся федеральный государственный охотничий надзор, контроль за использованием капканов и других устройств, используемых при осуществлении охоты, контроль за оборотом продукции охоты, в том числе проведено 2179 контрольно-надзорных мероприятий, проведено 13 плановых и 2 внеплановых проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по вопросам соблюдения природоохранного законодательства.

В результате проверок выявлено 21 нарушение природоохранного законодательства, направлено 20 предписания об устранении нарушений. Выявлено 705 административных правонарушений в области охраны и использования объектов животного мира, а также в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, составлено 705 протоколов об административных правонарушениях, привлечено к административной ответственности 640 физических лиц, 1 юридическое лицо. В рамках рассмотрения административных дел наложено штрафов на общую сумму 448,0 тыс. рублей, взыскано 368,5 тыс. рублей. Общий ущерб объектам животного мира в 2014 году составил 8135,0 тыс. рублей. Предъявлено исков за незаконное изъятие объектов животного мира на общую сумму 2525,0 тыс. рублей, взыскано 1416,64 тыс. рублей.

В правоохранительные органы переданы материалы по 68 правонарушениям, в суды передано 25 дел по нарушениям в области охраны и использования объектов животного мира. В ходе рассмотрения дел привлечено к ответственности 31 человек.

У правонарушителей изъято 45 единиц огнестрельного оружия. По решению судебных органов конфисковано 13 единиц охотничьего оружия.

У правонарушителей изъято 48 единиц прочих орудий добывания объектов животного мира, в том числе 47 орудий, не отвечающих международным стандартам на гуманный отлов животных.

На основании утвержденных лимитов и квот на добычу охотничьих ресурсов охотпользователям выдано 60 611 бланков разрешений на добычу охотничьих ресурсов. Для осуществления охоты в общедоступных охотничьих угодьях физическим лицам – охотникам Министерством выдано 1264 разрешения на добычу охотничьих ресурсов. В рамках оказания государственных услуг в течение 2014 года физическим лицам выдано 5064 охотничьих билета единого федерального образца.

 

 

 

Управление Росприроднадзора по Челябинской области

Таблица 8.3

Основные результаты государственного экологического надзора

Показатель

Ед. изм.

2012 год

2013 год

2014 год

1.Количество объектов хозяйственной или иной деятельности, подлежащих государственному федеральному экологическому надзору

ед.

838

838

662

2.Численность инспекторов, осуществляющих государственный федеральный экологический надзор

ед.

37

32

29

3. Количество проверенных объектов хозяйственной или иной деятельности, подлежащих государственному федеральному экологическому надзору

ед.

222

164

169

4.Количество выявленных нарушений законодательства при проведении государственного федерального экологического надзора

ед.

545

483

495

5.Сумма выписанных штрафов за нарушения в области охраны окружающей среды, выявленных в рамках государственного федерального экологического надзора

млн. руб-лей

7,351

7,619

7,554

6. Сумма уплаченных штрафов за нарушения в области охраны окружающей среды, выявленных в рамках государственного федерального экологического надзора

млн. руб-лей

6,791

5,296

6,953

7. Сумма возмещенного ущерба окружающей среде, выявленного в рамках государственного федерального экологического надзора

млн. руб-лей

151,752

46,894

4,392

 

 

Управлением Росприроднадзора по Челябинской области за 2014 год проведено 273 проверки на 169 хозяйствующих субъектах, из них: 55 плановых, в том  числе 28 - с аналитическим сопровождением, 174 внеплановых,
44 рейдовых проверок по соблюдению законодательства об охране окружающей среды.

Управление приняло участие в 25 проверках, проведенных органами прокуратуры, в 3 плановых проверках Департамента Росприроднадзора по УрФО.

При проведении проверок и участии в проверках, проводимых органами прокуратуры, Управлением было выявлено 540 нарушений, из них:

495 - при проведении плановых, внеплановых и рейдовых проверок,

45 - при участии в проверках, проведенных органами прокуратуры.

Основные нарушения, выявленные в ходе проведения проверок:

в области охраны атмосферного воздуха:

- отсутствие или ненадлежащее осуществление производственного контроля за охраной атмосферного воздуха (невыполнение или не в полном объеме выполнение плана - графика контроля  предельно допустимых выбросов (ПДВ));

- нарушение правил эксплуатации аппаратуры для очистки газов, неэффективная работа пылегазоочистных установок, отсутствие паспортов установок очистки газа;

- выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух без разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;

в области обращения с отходами:

- отсутствие учета в области обращения с отходами;

- отсутствие паспорта отходов I-IV класса опасности;

- осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I-IV класса опасности без лицензии;

- захоронение отходов I-IV класса опасности в границах населенных пунктов;

в области земельного надзора:

по рекультивации: не решается вопрос рекультивации нарушенных земель в результате хозяйственной деятельности прошлых лет (брошенные земли).

по водоохранным зонам: движение и стоянка транспортных средств в необорудованных для этого местах, захламление земельных участков водоохранных зон твердыми бытовыми отходами в местах массового отдыха граждан.

по захламлению земель: захламление территории твердыми бытовыми и промышленными отходами.

в области надзора за водными ресурсами:

- пользование поверхностными водными объектами без разрешительных документов (Договор водопользования, Решение о предоставлении водных объектов в пользование);

- нарушение правил водопользования при заборе воды из поверхностных водных объектов  и сбросе сточных вод в водные объекты;

- сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод, превышающих установленные нормативы;

- ненадлежащее осуществление производственного контроля сброса сточных вод в водные объекты (не в полном объеме выполнение плана - графика контроля).

в области охраны и использования недр:

- нарушение условий лицензионных соглашений в части срыва сроков утверждения запасов по объектам добычи подземных вод одиночных водозаборов,

- нарушения условий лицензионных соглашений в части согласования проектов добычи объектов пользования недрами для  добычи подземных вод одиночных водозаборов;

- нарушения стандартов ведения работ по пользованию недрами для добычи питьевых подземных вод в части оформления зон санитарной охраны и содержания зон строгой охраны в установленном порядке.

 

Министерство промышленности и природных ресурсов Челябинской области

В рамках геологического надзора в 2014 году:

- возбуждено 27 дел об административном правонарушении,

- привлечено к административной ответственности 22 лица,

- наложено штрафов на сумму 1,832 млн. рублей,

- взыскано штрафов на сумму 0,63 млн. рублей.

 

8.1.3 Контроль и надзор в сфере охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира

 

В 2014 году Министерством по радиационной и экологической безопасности Челябинской области осуществлялся федеральный государственный охотничий надзор, контроль за использованием капканов и других устройств, используемых при осуществлении охоты, контроль за оборотом продукции охоты, в том числе проведено 2179 контрольно-надзорных мероприятий, проведено 13 плановых и 2 внеплановые проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по вопросам соблюдения природоохранного законодательства.

В результате проверок выявлено 21 нарушение природоохранного законодательства, направлено 20 предписаний об устранении нарушений. Выявлено 705 административных правонарушений в области охраны и использования объектов животного мира, а также в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, составлено 705 протоколов об административных правонарушениях, привлечено к административной ответственности 640 физических лиц, 1 юридическое лицо. В рамках рассмотрения административных дел наложено штрафов на общую сумму 448,0 тыс. рублей, взыскано 368,5 тыс. рублей. Общий ущерб объектам животного мира в 2014 году составил 8135,0 тыс. рублей. Предъявлено исков за незаконное изъятие объектов животного мира на общую сумму 2525,0 тыс. рублей, взыскано 1416,64 тыс. рублей.

В правоохранительные органы переданы материалы по 68 правонарушениям, в суды передано 25 дел по нарушениям в области охраны и использования объектов животного мира. В ходе рассмотрения дел привлечено к ответственности 31 человек.

У правонарушителей изъято 45 единиц огнестрельного оружия. По решению судебных органов конфисковано 13 единиц охотничьего оружия.

У правонарушителей изъято 48 единиц прочих орудий добывания объектов животного мира, в том числе 47 орудий, не отвечающих международным стандартам на гуманный отлов животных.

На основании утвержденных лимитов и квот на добычу охотничьих ресурсов охотпользователям выдано 60 611 бланков разрешений на добычу охотничьих ресурсов. Для осуществления охоты в общедоступных охотничьих угодьях физическим лицам – охотникам Министерством выдано 1264 разрешения на добычу охотничьих ресурсов. В рамках оказания государственных услуг в течение 2014 года физическим лицам выдано 5064 охотничьих билета единого федерального образца.

 

8.1.4 Государственный земельный контроль (надзор)

 

Функции по осуществлению государственного земельного надзора возложены на Росреестр и его территориальные органы. На территории Челябинской области – на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области (далее – Управление).

Государственный земельный надзор осуществляется Управлением при тесном взаимодействии с органами муниципального земельного контроля, органами внутренних дел, органами прокуратуры, с судебными приставами-исполнителями, Управлением Россельхознадзора и Управлением Росприроднадзора по Челябинской области, с иными органами и должностными лицами, чья деятельность связана с реализацией функций в области государственного контроля, и отлаженности действий которых зависит эффективность государственного земельного надзора на территории Челябинской области.

Взаимодействие органов государственного земельного надзора Управления и муниципального земельного контроля осуществляется на основании Соглашений о взаимодействии Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области и администраций муниципальных образований.

Государственный земельный надзор на территории Челябинской области в 2014 году осуществляли 95 государственных инспекторов по использованию и охране земель (в 2013 году – 97 государственных инспекторов, в 2012 году – 104 государственных инспектора).

 

Таблица 8.4

Сравнительный анализ основных показателей по исполнению государственной функции по государственному земельному надзору

за 2012 – 2014 годы

Наименование показателя

2012 год

2013 год

2014 год

Количество госземинспекторов

104

97

95

Количество проверок:

-  плановых

-  внеплановых

5718

8143

10340

3816

6371

6267

1902

1772

4073

Количество земельных участков, на которых осуществлялись контрольные мероприятия

5559

7781

 

9820

 

Количество выявленных нарушений

1987

2521

3713

Количество выданных предписаний

1544

1584

2568

Количество лиц,  привлеченных к административной ответственности

1872

2086

3052

Количество устраненных нарушений

821

921

1351

Количество составленных протоколов

2153

2344

3406

Количество составленных протоколов

по ст. 19.5 КоАП РФ

466

493

544

Количество составленных протоколов

по ст. 20.25 КоАП РФ

90

84

105

Количество заявлений, направленных в органы прокуратуры на согласование внеплановых проверок:

-  согласованных

 -  количество отказов в согласовании

0

0

2

0

0

2

0

0

0

Сумма наложенных штрафов (тыс. рублей)

3163,2

3330,2

3450,65

Сумма взысканных штрафов (тыс. рублей):

- в добровольном порядке;

-  в принудительном (приставами)

2197

2494,1

2690,156

2097,7

2302,3

2414,356

99,3

191,8

275,8

Количество проверенных актов ОМС:

- несоответствующие акты ОМС;

- приведенные в соответствие акты ОМС

22994

21928

20507

240

287

220

99

199

127

Количество заключенных соглашений

6

24

59

Количество отмененных постановлений

о назначении административного наказания

11

11

19

 

Из общего количества нарушений земельного законодательства 107 нарушений выявлено на землях сельскохозяйственного назначения (3,3 % от общего количества выявленных нарушений земельного законодательства), населенных пунктов - 3102 нарушения (95,9 % от общего количества выявленных нарушений земельного законодательства), 17 нарушений - на землях промышленности и др. специального назначения (0,5 % от количества выявленных нарушений земельного законодательства), на землях особо охраняемых территорий и объектов – 8 (0,2 % от количества выявленных нарушений земельного законодательства), на землях лесного фонда – 1 (0,1 % от количества выявленных нарушений земельного законодательства).

Наиболее распространенными нарушениями земельного законодательства являются:

- самовольное занятие земельного участка, использование его без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю и документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности (ст. 7.1 КоАП РФ), – 2177 нарушений, что составляет 49,7 % от общего количества выявленных нарушений в целом по Челябинской области. Из них юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями допущено 290 нарушений;

- использование не по целевому назначению (ст. 8.8 КоАП РФ) – 125 нарушений, что составляет 2,8 % от общего количества выявленных нарушений. Из них юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями допущено 32 нарушения.

В целях своевременного устранения нарушений земельного законодательства государственными инспекторами по использованию и охране земель за указанный период было выдано 2568 предписаний об устранении нарушений земельного законодательства. Из них по 1351 предписанию нарушения были устранены. За невыполнение предписаний об устранении нарушения было составлено 544 протокола об административном правонарушении по ч. 1 статьи 19.5 КоАП РФ и направлено на рассмотрение  мировым судьям.

В целях предотвращения правонарушений в земельном законодательстве Управлением ведется работа со средствами массовой информации по информированию физических лиц, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. В 2014 году Управлением было размещено 342  публикации по вопросам осуществления государственного земельного надзора, были проведены 2 «горячие линии» по вопросам осуществления государственного земельного надзора. Кроме того, на сайте Управления ежемесячно размещается информация о результатах проведенных проверок.

 

8.1.5 Региональный государственный геологический надзор

 

Министерством промышленности и природных ресурсов Челябинской области в рамках геологического надзора в 2014 году:

- возбуждено 27 дел об административном правонарушении,

- привлечено к административной ответственности 22 лица,

- наложено штрафов на сумму 1,832 млн. рублей,

- взыскано штрафов на сумму 0,63 млн. рублей.

 

8.1.6 Государственная охрана леса

 

В 2013 году в лесном фонде Главного управления лесами Челябинской области ликвидировано 417 лесных пожаров на площади 2,3 тыс. га, 3 лесных пожара перешли в категорию крупных. Ущерб, нанесенный лесному фонду, составил 999,5 млн. рублей.

За пожароопасный сезон 2014 года в лесном фонде Главного управления лесами Челябинской области произошло 436 лесных пожаров на площади 1,2 тыс. гектаров, 1 пожар перешел в категорию крупных. Ущерб, нанесенный лесному фонду, составил 372,6 млн. рублей.

 

Таблица 8.5

Показатель

2013 год

2014 год

Разница

Общее количество лесных пожаров, шт.

417

436

-

Площадь, тыс. га

2,3

1,2

- 1,9 раз

Количество крупных лесных пожаров, шт.

3

1

- 3 раз

Сумма ущерба, млн. рублей

999,5

372,6

- 2,7 раз

 

Основными причинами возникновения лесных пожаров остается неосторожное обращение с огнем населения и производство сельскохозяйственных палов.

С целью выявления виновных в возникновении лесных пожаров в 2014 году материалы о лесных пожарах в 436 случаях направлены в органы дознания государственного пожарного надзора ГУ МЧС. Было возбуждено 30 уголовных дел, решением суда 1 виновник приговорен к исправительным работам в количестве 250 часов, вынесено 584 постановления о назначении административного наказания за нарушения Правил пожарной безопасности в лесах, предъявлено административных штрафов на общую сумму 1289,5 тыс. рублей.

Целью осуществления федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) и федерального государственного пожарного надзора в лесах является обеспечение соблюдения всеми лесопользователями (юридическими, физическими лицами и индивидуальными предпринимателями) требований лесного законодательства и требований  пожарной безопасности в лесах, обусловленных действующими нормативно- правовыми актами.

В соответствии со статьей 83 Лесного кодекса Российской Федерации Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление отдельных полномочий в области лесных отношений, в том числе осуществление федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) и федерального государственного пожарного надзора в лесах.

Правом осуществления федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) и федерального государственного пожарного надзора в лесах наделены должностные лица Главного управления лесами Челябинской области и подведомственных учреждений Лесничеств. Численность государственных лесных инспекторов в 2014 году составила 483 человека. С целью осуществления федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) и федерального государственного пожарного надзора в лесах  подведомственными учреждениями Главного управления лесами Челябинской области было проведено 15312 рейдов.

За 2014 год Главным управлением лесами Челябинской области, совместно с подведомственными учреждениями проведено 173 проверки  соблюдения требований лесного законодательства, в том числе  92 плановые проверки, 81 внеплановая проверка, 15312 рейдов.

В результате проведенных рейдов  выявлено 395 случаев незаконной рубки лесных насаждений, с объемом вырубленной древесины 19119 кубометров, ущерб лесному фонду нанесен около 116,2 млн. рублей.

В 2013 году выявлен 531 случай незаконных рубок, объем незаконно вырубленной древесины составил 11977 куб. метров, ущерб 158,1 млн. рублей.

В 2014 году передано в следственные органы 281 дело о нарушениях лесного законодательства, возбуждено 210 уголовных дел, привлечено к уголовной ответственности 66 человек.

В 2013 году передано в следственные органы 403 дела о нарушениях лесного законодательства, возбуждено 320 уголовных дел, привлечено к уголовной ответственности 39 человек.

В рамках гражданско-правовой ответственности в целях возмещения ущерба, нанесенного лесам, в 2014 году предъявлено исков на сумму 10,9 млн. рублей, уплачен добровольно и возмещен по решению суда ущерб в сумме 3,3 млн.  рублей; в 2013 году предъявлено исков на сумму 12,9 млн. рублей, уплачен добровольно и возмещен по решению суда ущерб в сумме 4,1 млн. рублей.

В результате осуществления надзорной деятельности составлен 1041 протокол об административных правонарушениях, в том числе по нарушениям Правил использования лесов - 305 протоколов, по нарушениям Правил пожарной безопасности в лесах - 586 протоколов.

Сумма наложенных административных штрафов составила за 2014 год 2133,4 тыс. рублей, из них взыскано 1204,6 тыс. рублей.

 

8.2 Государственная экологическая экспертиза

 

Министерством по радиационной и экологической безопасности Челябинской области в 2014 году в соответствии с Федеральным законом «Об экологической экспертизе» от 23.11.1995 года № 174-ФЗ была организована и проведена государственная экологическая экспертиза по объектам:

- Материалы комплексного экологического обследования участка территории, расположенного в 4700 м на юго-запад от п. Джабык площадью 248 473 кв. м, обосновывающие придание этой территории правового статуса особо охраняемой природной территории регионального значения – памятник природы Челябинской области Джабык-Карагайский бор (западная часть);

- Проектная документация «Испытательный центр трубопроводного оборудования, материалов и технологий ОАО «Газпром». Этап строительства №1. Полигон натурных испытаний трубопроводного оборудования»;

- Материалы, обосновывающие объемы (лимиты, квоты) изъятия охотничьих ресурсов на территории Челябинской области в период с 1 августа 2014 года до 1 августа 2015 года;

- Материалы комплексного экологического обследования участков территории, обосновывающие придание этой территории правового статуса особо охраняемой природной территории регионального значения – памятник природы Челябинской области Хамитовские болота.

По результатам рассмотрения установлено, что документация, обосновывающая намечаемую в связи с реализацией объектов экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, соответствует экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды.

В 2014 году рассмотрено 73 обращения по установлению соответствия хозяйственной и иной деятельности установленному режиму особо охраняемых природных территорий регионального значения и их охранных зон (в т.ч. проекты освоения лесов, материалы намечаемой хозяйственной деятельности в части размещения новых объектов). Максимальное количество поступивших обращений о размещении, строительстве и реконструкции объектов в охранной зоне памятников природы озер Увильды, Тургояк, Большой Еланчик и Сугояк;

- выдано 192 справки о наличии (отсутствии) ООПТ на участках проектирования;

- рассмотрено 73 материала о согласовании санитарно-оздоровительных мероприятий на территории ООПТ.

Рассмотрены материалы территориального планирования (в части соответствия законодательству об особо охраняемых природных территориях регионального значения) 5 муниципальных образований области и 20 населенных пунктов.

Осуществление рассмотрения материалов, обосновывающих хозяйственную деятельность на территории ООПТ и их охранных зон, является предупредительным экологическим контролем и позволяет предотвратить выделение новых земельных участков, строительство капитальных объектов и иную деятельность не соответствующую законодательству об особо охраняемых природных территориях.

Рассмотрено 14 обращений по согласованию мероприятий по временному сокращению выбросов в периоды неблагоприятных метеорологических условий. Осуществление согласованных мероприятий позволяют предприятиям соответствовать требованиям законодательства об охране атмосферного воздуха при неблагоприятных метеоусловиях.

 

8.3 Региональные программы улучшения экологической ситуации в Челябинской области

 

Перечень концепций, целевых программ в области охраны окружающей среды в Челябинской области

1. Экологическая политика в сфере охраны окружающей среды определена Концепцией основных направлений охраны окружающей среды в Челябинской области на 2007-2015 годы, одобренной постановлением Правительства Челябинской области от 20.09.2007 года № 192-П.

К основным направлениям экологической политики Челябинской области относятся:

совершенствование системы управления в сфере охраны окружающей среды;

снижение уровня загрязнения окружающей среды, в том числе за счет внедрения наилучших существующих технологий;

сохранение и восстановление биологического и ландшафтного разнообразия;

разработка и совершенствование экономических механизмов рационального природопользования и внедрения экологически чистых технологий;

обеспечение экологической безопасности населения;

стимулирование научных разработок в области охраны окружающей среды и их внедрения;

широкое распространение экологических знаний, создание системы экологического образования на всех уровнях: дошкольного, среднего, среднетехнического, высшего и послевузовского.

2. Основные цели государственной политики Челябинской области в сфере охраны и использования водных объектов одобрены постановлением Правительства Челябинской области от 22.05.2008 года № 133-П («О Концепции охраны и использования водных объектов Челябинской области на 2008 - 2020 годы») и включают в себя:

сохранение и восстановление водных объектов;

рациональное использование водных ресурсов;

предотвращение и ликвидация негативного воздействия вод.

3. Постановлением Правительства Челябинской области от 20 февраля 2013 г. № 23-П утверждена Концепция по формированию экологической культуры населения Челябинской области до 2025 года.

Цель государственной политики Челябинской области в сфере деятельности по формированию экологической культуры – повышение уровня экологической культуры отдельного человека и общества в целом на территории Челябинской области.

Задачи:

совершенствование экологического образования и воспитания в системе образования;

совершенствование экологического образования и воспитания вне системы образования;

экологизация культуры быта населения;

экологизация культуры досуга населения;

экологизация информационного пространства;

повышение уровня экологической культуры в экономической, социальной, политической и духовной сферах жизни общества.

 

В 2014 году на территории области реализовывались следующие государственные программы, в которых предусмотрено выполнение экологических мероприятий:

Таблица 8.6

Региональные программы, в которых предусмотрено выполнение экологических мероприятий

Наименование государственной программы

Сумма, млн. руб.

Источники финансирования, в том числе:

федеральный бюджет

областной бюджет

местный бюджет

внебюджетные источники

«Охрана окружающей среды Челябинской области» на 2014-2016 годы (утверждена постановлением Правительства Челябинской области от 22.10.2013 г. № 357-П)

123,03

16,29

28,52

0,21

78,02

(средства, полученные за переработку облученных тепловыделя-ющих сборок ядерных реакторов)

за 2014 год достигнуты следующие значения целевых индикативных показателей:

проверка субъектов хозяйственной и иной деятельности, подлежащих региональному государственному экологическому надзору – 924 проверки;

количество населенных пунктов, в которых ведутся регулярные наблюдения химического загрязнения атмосферного воздуха  - 6 населенных пунктов;

доля площади Челябинской области, занятая ООПТ – 8,63 %;

доля ООПТ, по которым разработаны границы и положения – 73,8 %;

сохранность основных охраняемых на ООПТ объектов животного мира (косули, лося, кабана, тетерева, глухаря) – 100 процентов;

издание ежегодного комплексного доклада о состоянии окружающей среды  - 1комплексный доклад;

доля населения Челябинской области, образованные ТБО от деятельности которого размещаются на полигонах – 14,98  %;

количество полигонов твердых бытовых отходов, соответствующих санитарно-эпидемиологическим требованиям – 10 полигонов;

обеспеченность граждан, проживающих на поставарийных территориях, объектами инфраструктуры:

объектами газоснабжения – 55,2 %;

устойчивыми источниками водоснабжения – 71,4 %;

протяженность введенных в эксплуатацию внутрипоселковых дорог – 1,1 километра;

протяженность введенных в эксплуатацию канализационных сетей – 1,4 километра;

устройство и уход за противопожарными барьерами - 900 километров;

лесовосстановление – 36,7 гектара;

приобретение специализированной техники – 5 единиц;

количество оформленных радиацонно-гигиенических паспортов территорий Челябинской области – 1 единица

«Воспроизводство и использование природных ресурсов

Челябинской области на 2014 - 2016 годы» (утверждена постановлением Правительства Челябинской области от 22.10.2013 г. № 356-П)

77,68

37,0

39,89

0,79

0

за 2014 год достигнуты следующие значения целевых индикативных показателей:

количество ГТС с неудовлетворительным и опасным уровнем безопасности, приведенных в безопасное техническое состояние – 1;

доля ГТС с неудовлетворительным и опасным уровнем безопасности, приведенных в безопасное техническое состояние, в общем числе ГТС с неудовлетворительным и опасным уровнем безопасности – 1,2 %;

доля населения, проживающего на подверженных негативному воздействию вод территориях, защищенного в результате проведения мероприятий по повышению защищенности от негативного воздействия вод, в общем количестве населения, проживающего на таких территориях – 0,88 %;

протяженность новых и реконструированных сооружений инженерной защиты и берегоукрепления – 2,68 км;

количество водных объектов, на которых организован мониторинг состояния дна, берегов, состояния и режима использования водоохранных зон и изменения морфометрических особенностей водных объектов – 8;

отношение фактической добычи охотничьих ресурсов к установленным лимитам добычи по отдельным видам:

косуля сибирская – 46,4 %;

лось – 73,6 %

«Развитие лесного хозяйства Челябинской области» на 2014-2020 годы (утверждена постановлением Правительства Челябинской области от 22.10.2013 г. № 363-П)

423,91

274,15

9,01

-

140,75

за 2014 год достигнуты следующие значения целевых индикативных показателей:

удельная площадь земель лесного фонда, покрытых лесной растительностью, погибших от пожаров -  0,019 %;

удельная площадь земель лесного фонда, покрытых лесной растительностью, погибших  от вредителей и болезней - 0,01%;

коэффициент восстановления лесов - 0,92 %;  

коэффициент ценности насаждений - 32,34 %;

коэффициент лесистости - 29,4 %.

За счет средств областного бюджета: приобретено семян хвойных пород в количестве 242 кг; в лесных питомниках выращено 3,4 млн. штук стандартного посадочного материала

 

8.4 Правовые меры в области охраны окружающей среды и анализ их эффективности (новое в законодательстве)

 

В 2014 году вступили в действие следующие областные законы и иные нормативные правовые акты в сфере рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды.

 

В сфере охраны окружающей среды

Закон Челябинской области от 18.12.2014 г. № 71-ЗО «Об областном бюджете на 2015 года и на плановый период 2016 и 2017 годов».

Постановление Правительства Челябинской области от 17 декабря 2014 года № 701-П «О Перечне мероприятий в области охраны и использования охотничьих ресурсов, финансируемых по разделу «Охрана окружающей среды» (без учета мероприятий, предусмотренных государственными программами Челябинской области) за счет средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета в 2015 году».

Постановление Правительства Челябинской области от 17 декабря 2014 года № 702-П «О Перечне мероприятий в области охраны и использования объектов животного мира (за исключением охотничьих ресурсов и водных биологических ресурсов), финансируемых по разделу «Охрана окружающей среды» (без учета мероприятий, предусмотренных государственными программами Челябинской области) за счет средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета в 2015 году».

Постановление Правительства Челябинской области от 21 мая 2014 года № 198-П «О распределении на 2014 год субсидий местным бюджетам на реализацию мероприятий государственной программы Челябинской области «Чистая вода» на территории Челябинской области на 2014 - 2020 годы».

Постановление Правительства Челябинской области от 16 апреля 2014 года № 127-П «О перечне приоритетных полигонов твердых бытовых отходов в муниципальных образованиях Челябинской области на 2014 год и распределении субсидий местным бюджетам на проектирование и строительство полигонов твердых бытовых отходов на 2014 год».

Постановление Губернатора Челябинской области от 28 апреля 2014 года № 345 «О составе Специализированного научно-технического совета по проблемам радиационной безопасности населения Челябинской области».

 

Особо охраняемые природные территории

Постановление Правительства Челябинской области от 17 декабря 2014 года № 707-П «О положениях о памятниках природы Челябинской области».

Постановление Правительства Челябинской области от 20 августа 2014 года № 399-П «О положениях о памятниках природы Челябинской области».

Постановление Правительства Челябинской области от 16 апреля 2014 года № 147-П «О внесении изменений в постановление Правительства Челябинской области от 25.01.2012 г. № 20-П».

Постановление Правительства Челябинской области от 20 августа 2014 года № 402-П «О внесении изменений в постановление Правительства Челябинской области от 25.01.2012 г. № 20-П».

Постановление Правительства Челябинской области от 19 ноября 2014 года № 624-П «О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Челябинской области и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Челябинской области».

Постановление Правительства Челябинской области от 19 февраля 2014 года № 39-П «О внесении изменения в постановление Правительства Челябинской области от 21.12.2011 г. № 467-П».

Постановление Правительства Челябинской области от 20 августа 2014 года № 401-П «О внесении изменений в постановление Правительства Челябинской области от 21.12.2011 г. № 467-П».

Постановление Правительства Челябинской области от 17 декабря 2014 года № 705-П «О внесении изменений в постановление Правительства Челябинской области от 21.12.2011 г. № 467-П».

Постановление Законодательного Собрания Челябинской области от 10 июня 2014 года № 2065 «Об установлении границы памятника природы Челябинской области горы Большой Камень».

Постановление Законодательного Собрания Челябинской области от 10июня 2014 года № 2066 «Об установлении границы памятника природы Челябинской области Шигирские сопки».

Постановление Законодательного Собрания Челябинской области от 24 апреля 2014 года № 1998 «Об установлении границы памятника природы Челябинской области горы Извоз».

Постановление Законодательного Собрания Челябинской области от 28 августа 2014 года № 2168 «Об установлении границы памятника природы Челябинской области горы Лиственная Сопка».

Постановление Законодательного Собрания Челябинской области от 28 августа 2014 года № 2169 «Об установлении границы памятника природы Челябинской области горы Кобякова Сопка».

Постановление Законодательного Собрания Челябинской области от 23 октября 2014 года № 2293 «Об установлении границы памятника природы Челябинской области Клюквенного болота».

Постановление Законодательного Собрания Челябинской области от 23 октября 2014 года № 2292 «Об установлении границы памятника природы Челябинской области озера Чебаркуль».

Постановление Правительства Челябинской области от 21 мая 2014 года № 229-П «О внесении изменений в постановление Правительства Челябинской области от 22.04.2004 г. № 35-П».

Постановление Правительства Челябинской области от 29 октября 2014 года № 544-П «О внесении изменений в постановление Правительства Челябинской области от 28.03.2012 г. № 137-П».

Постановление Правительства Челябинской области от 29 октября 2014 года № 545-П «О внесении изменений в постановление Правительства Челябинской области от 28.03.2012 г. № 138-П».

 

В сфере водных отношений

Постановление Правительства Челябинской области  от 20.08.2014 г. № 394-П «О Правилах пользования водными объектами, расположенными на территории Челябинской области, для плавания на маломерных судах».

Постановление Губернатора Челябинской области от 11.03.2014 г. № 255  «О мерах по обеспечению пропуска паводковых вод на территории Челябинской области в 2024 году».

Постановление Правительства Челябинской области № 648-П от 28.11.2014 г. «О внесении изменений в постановление Правительства Челябинской области от 22.10.2013 г № 356-П».

Постановление Правительства Челябинской области № 546-П от 29.10.2014г. «О внесении изменений в постановление Правительства Челябинской области от 16.04.2014 г. № 146-П»

Постановление Правительства Челябинской области № 703-П от 17.12.2014 г. «О внесении изменений в постановление Правительства Челябинской области от 19.03.2014 г. № 109-П»

Постановление Правительства Челябинской области № 540–П от 29.10.2014 г. «О внесении изменений в постановление Правительства Челябинской области от 22.10.2013 г № 356-П».

Постановление Правительства Челябинской области № 146-П от 16.04.2014 г. «О распределении субсидий местным бюджетам на предупреждение чрезвычайных ситуаций, обусловленных негативным воздействием вод в 2014 году».

Постановление Правительства Челябинской области № 109-П от 19.03.2014 г. «О перечне мероприятий в области водных отношений финансируемых по разделу «Национальная экономика « (без учета мероприятий предусмотренных государственными программами Челябинской области), за счет средств, представляемых в виде субвенций из федерального бюджета в 2014 году».

Распоряжение Правительства Челябинской области № 380-рп от 09.07.2014 г. « О выделении средств и лимитах бюджетных обязательств»

Распоряжение Правительства Челябинской области № 215-рп от 06.05.2014 г. «О заключении государственного контракта с длительным производственным циклом».

Распоряжение Правительства Челябинской области № 89-рп от 19.04.2014 г. «О заключении долгосрочного государственного контракта».

 

В сфере лесных отношений

Постановление Правительства Челябинской области от 16 декабря 2014 года № 685-П «О внесении изменений в постановление Правительства Челябинской области от 22.10.2013 г. № 363-П».

Постановление Правительства Челябинской области от 29 октября 2014 года № 577-П «О границах и площади лесопарковых зон, зеленых зон, расположенных в лесах Шершневского и Кунашакского лесничеств».

 

В сфере охраны и использования животного мира

Постановление Губернатора Челябинской области от 31 июля 2014 года № 463 «Об утверждении лимита и квот добычи косули сибирской, лося, рыси в Челябинской области на период с 1 августа 2014 года до 1 августа 2015 года».

Постановление Губернатора Челябинской области от 14 июля 2014 года № 447 «Об утверждении лимита и квот добычи барсука, бурого медведя в Челябинской области на период с 1 августа 2014 года до 1 августа 2015 года       ».

Закон Челябинской области от 24.04.2014 года № 687-ЗО «О внесении изменений в статьи 2 и 3 Закона Челябинской области «О регулировании отношений в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов на территории Челябинской области».

Постановление Законодательного Собрания Челябинской области от 24.04.2014 года № 2012 «О Законе Челябинской области «О внесении изменений в статьи 2 и 3 Закона Челябинской области «О регулировании отношений в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов на территории Челябинской области».

Постановление губернатора Челябинской области от 28 июля 2014 года № 455 «О внесении изменений в постановление Губернатора Челябинской области от 20.07.2012 г. № 199 «О видах разрешенной охоты и параметрах осуществления охоты в охотничьих угодьях на территории Челябинской области, за исключением особо охраняемых природных территорий федерального значения».

Постановление Правительства Челябинской области от 17 декабря 2014 года № 701-П «О Перечне мероприятий в области охраны и использования охотничьих ресурсов, финансируемых по разделу «Охрана окружающей среды» (без учета мероприятий, предусмотренных государственными программами Челябинской области) за счет средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета в 2015 году».

Постановление Правительства Челябинской области от 17 декабря 2014 года № 702-П «О Перечне мероприятий в области охраны и использования объектов животного мира (за исключением охотничьих ресурсов и водных биологических ресурсов), финансируемых по разделу «Охрана окружающей среды» (без учета мероприятий, предусмотренных государственными программами Челябинской области) за счет средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета в 2015 году».

 

В сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

Постановление Правительства Челябинской области от 19 марта 2014 года № 110-П «О составе комиссии Правительства Челябинской области по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Челябинской области».

Закон Челябинской области от 25.09.2014г. №6-ЗО «О внесении изменений в Закон Челябинской области о добровольной пожарной охране».

Постановление Правительства Челябинской области от 29 октября 2014 года № 546-П «О внесении изменения в постановление Правительства Челябинской области от 16.04.2014 г. № 146-П».

Постановление Правительства Челябинской области от 16 апреля 2014 года № 146-П «О распределении субсидий местным бюджетам на предупреждение чрезвычайных ситуаций, обусловленных негативным воздействием вод, в 2014 году».

Постановление Губернатора Челябинской области от 11 марта 2014 года № 255 «О мерах по обеспечению пропуска паводковых вод на территории Челябинской области в 2014 году».

Постановление Губернатора Челябинской области от 17 марта 2014 года № 266 «О подготовке объектов жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и социальной сферы Челябинской области к работе в отопительный период 2014 - 2015 годов».

Распоряжение Правительства Челябинской области от 21 апреля 2014 года № 173-рп «Об установлении начала пожароопасного сезона 2014 года в лесах Челябинской области».

 

Судебная практика Министерства по радиационной и экологической безопасности Челябинской области

В течение 2014 года с участием Министерства рассмотрено 230 судебных дел в арбитражных судах и судах общей юрисдикции, 100 из которых – исковые производства с участием прокурора. Из них в пользу Министерства вынесено 155 решений, не в пользу Министерства – 22 решения, частично удовлетворены требования по 17 делам, истец отказался от иска – 36 дел.

Наиболее значимыми являются следующие судебные дела:

1.В результате проведенной Челябинской природоохранной прокуратурой совместно со специалистами Министерства проверки по факту соблюдения природоохранного законодательства на акватории и территории охранной зоны памятника природы Челябинской области – озера Тургояк было выявлено нарушение природоохранного законодательства, а именно наличие на арендованном лесном участке ООО «Фонград Резот Отель» металлического ограждения, пересекающего береговую полосу озера Тургояк.

С целью устранения нарушений Прокурор г. Миасса обратился в Миасский городской суд Челябинской области с требованием обеспечить беспрепятственный доступ на береговую линию озера Тургояк путем демонтажа забора с юго-восточной стороны арендованного участка.

Министерство принимало участие в данном деле в качестве третьего лица и поддерживало требования истцов, содействовало в предоставлении и получении необходимых для рассмотрения дела документов.

Решением Миасского городского суда Челябинской области Прокурору г. Миасс было отказано в удовлетворении заявленных требований.

Не согласившись с вынесенным решением Прокурор г. Миасса обжаловал данное решение в Челябинском областном суде.

По результатам рассмотрения апелляционной жалобы Челябинский областной суд принял решение – решение Миасского городского суда Челябинской области отменить и вынести новое решение, которым обязать ООО «Капитал» демонтировать ограждающий с юго-восточной стороны арендованный ООО «Фонград Резот Отель» земельный участок.

2. В результате проведенной Челябинской природоохранной прокуратурой совместно со специалистами Министерства проверки охранной зоны памятника природы Челябинской области – Челябинский городской бор выявлены сброс жидких отходов потребления на рельеф местности и выгребная яма в охранной зоне памятника природы Челябинской области – Челябинский городской бор.

На основании результатов проведенной проверки Министерством вынесено постановление о назначении административного наказания в отношении Брюховой Розы Николаевны по ст. 8.39 КоАП.

С целью пресечения дальнейших противоправных действий Брюховой Розы Николаевны по использованию лесного участка в квартале 11, выдела 14памятника природы Челябинской области - Челябинский городской бор по сливу жидких отходов потребления Челябинским природоохранным прокурором совместно с Министерством было подано исковое заявление.

В результате рассмотрения искового заявления Центральным районным судом принято решение, частично удовлетворить требования истцов - признать действия Брюховой Р.Н. по использованию лесного участка в квартале 11, выдела 14 для слива жидких бытовых отходов незаконными и обязать Брюхову Р.Н., Брюхова В.В., Минину И.В., Горшкову Ю.В.  организовать вывоз жидких и твердых бытовых отходов.

3. Была доказана надлежащая практика Министерства по квалификации деяний юридических и физических лиц в качестве противоправных, запрещенных статьей 8.39 КоАП (решением от 19 декабря 2014 г.  Сосновского районного суда Челябинской области подтверждена недопустимость нарушения режима памятника природы – Харлушевского заказника в том числе путем движения и стоянки автомобиля на естественном грунте вне дорог общего пользования) и 8.42 КоАП (решением от 24 апреля 2014 года Аргаяшского районного суда Челябинской области подтверждена недопустимость нарушения режима памятника природы – озера Увильды в том числе путем движения и стоянки автомобиля в водоохраной зоне озера Увильды).

4. В сентябре 2014 года Министерством было подано исковое заявление в Арбитражный суд Челябинской области в отношении ЗАО «Чесменский рыбхоз» о расторжении заключенного между Министерством и ЗАО «Чесменский рыбхоз» договора о предоставлении в пользование территорий, акваторий, необходимых для осуществления пользования животным миром от 22.07.2005 года № 92-О и прекратить право пользования животным миром.

Характер и последствия, выявленных Министерством нарушений, неоднократное привлечение ЗАО «Чесменский рыбхоз» и генерального директора Нургалиева Р.Д к административной ответственности, а также непринятие нарушителем в течение долгого периода времени мер к устранению нарушений  и предотвращению подобных фактов в будущем, привело к нарушению действующего законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и животного мира, а также привело к ограничению охоты охотников местного населения на копытных животных.

Вышеназванные факты и послужили основанием для обращения Министерства в Арбитражный суд Челябинской области.

В результате рассмотрения искового заявления Арбитражным судом Челябинской области принято решение об удовлетворении исковых требований Министерства.

 

 

 

8.5 Информация об объемах финансовых средств, затраченных на охрану окружающей среды в Челябинской области

 

Таблица 8. 7

Плата за негативное воздействие на окружающую среду[1]

 

 

2012 год

2013 год

2014 год

Плата за допустимые и сверхнормативные выбросы (сбросы) загрязняющих веществ (размещение отходов производства и потребления), тыс. рублей

- всего,   в том числе:

388 362

802 632

392 951

 в водные объекты

116 775

95 928

109 768

в атмосферный воздух      

72 993

231 781

78 606

   за размещение отходов производства и потребления

198 330

474 699

203 048

   в подземные горизонты

264

224

1 529

Иски и штрафы, взысканные в возмещение ущерба, причиненного нарушением природоохранительного законодательства, тыс. рублей

8 929

10 254

4073

Количество отчитавшихся предприятий, единиц

481

500

502

 

 

 

Таблица 8.8

Объемы финансовых средств, затраченных на охрану окружающей среды

№ п/п

Виды расходов

2012 год

2013 год

2014 год

Единица измерения

1.

Расходы бюджета субъекта Российской Федерации на охрану окружающей среды[2]

80 811,8

111 494,8

87 594,64

тыс. руб.

2.

Расходы консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации на охрану окружающей среды14

177 544,2

262 236,9

205 719,6

тыс. руб.

3.

Расходы бюджета субъекта Российской Федерации на охрану окружающей среды в части инвестиционных расходов в рамках региональных программ в области охраны окружающей среды[3]

7 590,0

69 737,75

79 743,75

тыс. руб.

 

 

 

 

[1] Информация Челябинскстата.

[2] Информация Министерства финансов Челябинской области.

[3] В рамках государственной программы Челябинской области «Охрана окружающей среды Челябинской области» на 2014-2016 годы (утверждена постановлением Правительства Челябинской области от 22.10.2013 г. № 357-П).

 

 

Перечень концепций, целевых программ в области охраны окружающей среды в Челябинской области

В Челябинской области приняты следующие концепции в области охраны окружающей среды:

1) Экологическая политика в сфере охраны окружающей среды определена Концепцией основных направлений охраны окружающей среды в Челябинской области на 2007-2015 годы, одобренной постановлением Правительства Челябинской области от 20.09.2007 года № 192-П.

К основным направлениям экологической политики Челябинской области относятся:

совершенствование системы управления в сфере охраны окружающей среды;

снижение уровня загрязнения окружающей среды, в том числе за счет внедрения наилучших существующих технологий;

сохранение и восстановление биологического и ландшафтного разнообразия;

разработка и совершенствование экономических механизмов рационального природопользования и внедрения экологически чистых технологий;

обеспечение экологической безопасности населения;

стимулирование научных разработок в области охраны окружающей среды и их внедрения;

широкое распространение экологических знаний, создание системы экологического образования на всех уровнях: дошкольного, среднего, среднетехнического, высшего и послевузовского.

2) Основные цели государственной политики Челябинской области в сфере охраны и использования водных объектов одобрены постановлением Правительства Челябинской области от 22.05.2008 года № 133-П («О Концепции охраны и использования водных объектов Челябинской области на 2008 - 2020 годы») и включают в себя:

сохранение и восстановление водных объектов;

рациональное использование водных ресурсов;

предотвращение и ликвидация негативного воздействия вод.

3) Постановлением Правительства Челябинской области от 20 февраля 2013 г. № 23-П утверждена Концепция по формированию экологической культуры населения Челябинской области до 2025 года.

Цель государственной политики Челябинской области в сфере деятельности по формированию экологической культуры – повышение уровня экологической культуры отдельного человека и общества в целом на территории Челябинской области.

Задачи:

совершенствование экологического образования и воспитания в системе образования;

совершенствование  экологического образования и воспитания вне системы образования;

экологизация культуры быта населения;

экологизация культуры досуга населения;

экологизация информационного пространства;

повышение уровня экологической культуры в экономической, социальной, политической и духовной сферах жизни общества.

 

В 2014 году на территории области реализовывались следующие государственные программы, в которых предусмотрено выполнение экологических мероприятий:

 

Таблица 8. 9

Региональные программы, в которых предусмотрено выполнение экологических мероприятий

Наименование государственной программы

Сумма, млн. руб.

Источники финансирования, в том числе:

федеральный бюджет

областной бюджет

местный бюджет

внебюджетные источники

«Охрана окружающей среды Челябинской области» на 2014-2017 годы (утверждена постановлением Правительства Челябинской области от 22.10.2013 г. № 357-П)

123,03

16,29

28,52

0,21

78,02

(средства ОТВС)

«Развитие лесного хозяйства Челябинской области» на 2014-2020 годы ( утверждена постановлением Правительства Челябинской области от 22.10.2013 г. № 363-П

423,91

274,15

9,01

-

140,75

Обнаружив в тексте ошибку, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.
Дата публикации: 15 сентября, 2016 [08:10]
Дата изменения: 15 сентября, 2016 [08:12]
Баннерная сеть