Главная »  2014 »  9. Организация информационного обеспечения населения и система экологического образования

Информирование населения Челябинской области о состоянии окружающей среды

В компетенцию Министерства по радиационной и экологической безопасности Челябинской области входит информирование населения об экологической и радиационной безопасности, а также чрезвычайных ситуациях на территории области. Обеспечение населения информацией о состоянии окружающей среды на территории Челябинской области осуществляется посредством размещения информации в средствах массовой информации, на официальном сайте Министерства (mineco174.ru), на информационных стендах, предоставлением письменных и устных консультаций (по телефону и лично).

Для обеспечения публичного обсуждения основных направлений деятельности Министерства, большинство проводимых мероприятий освещалось в средства массовой информации. Для чего в СМИ было направлено более 400 материалов. На основании этих материалов опубликовано либо вышло в эфир около 1120 информационных сообщений. Специалисты Министерства приняли участие в круглых столах, пресс-конференциях, брифингах организованных средствами массовой информации. Сотрудниками Министерства было дано более 50 интервью телевизионным компаниям и печатным и интернет- изданиям, как регионального, так и федерального уровня.

В 2014 году проводилась регулярная работа по обновлению сайта: преобразованы разделы сайта «Программы», «Порядок деятельности», «Охрана окружающей среды» «Структура»; созданы новые разделы: «Государственные услуги и функции», «Областной фестиваль экологических фильмов», «Санитарно-оздоровительные мероприятия на ООПТ», опубликованы проекты нормативных правовых актов.

На официальных сайтах подведомственных учреждений размещены баннеры со ссылкой на официальный  сайт Министерства.

В структуре сайта сохранены все прежние разделы, такие как новости,  радиационная безопасность, охрана окружающей среды, экологический контроль,  экологическая экспертиза. Обо всех изменениях любого раздела сайта пользователи могут узнать уже на главной странице, благодаря сервису «Новое на сайте».

Новая версия сайта дает больше возможностей для обратной связи с посетителями. Задать любой вопрос, отнесенный к компетенции Министерства, и получить ответ специалиста можно с помощью формы обратной связи Интернет-приемная или оставить свой комментарий к новостям о деятельности Министерства. За отчетный период в интернет-приемную поступило 209 обращений, на все из них даны ответы по существу задаваемых вопросов.

Удобнее и эффективней стал поиск по сайту. Большое внимание уделено технической защите сайта, что позволило повысить его безопасность для посетителей.

В помещении Министерства постоянно действует мобильная выставка, где были представлены детские творческие работы на различные темы в области охраны окружающей среды.

В 2014 году:

оказана поддержка в проведении мероприятий экологической направленности для обучающихся в Челябинской области: XVII областного заочного конкурса «Вода на Земле»; XIII региональной конференции исследовательских и реферативных эколого-краеведческих работ, XII регионального фестиваля экспедиционных отрядов;

организовано проведение обучающего семинара «Совершенствование экологического образования и воспитания в системе дополнительного образования детей» в рамках областного заочного конкурса им. Белкина «Твои первые открытия»;

изданы сборники по экологической тематике;

размещены социальные ролики по экологической тематике в СМИ;

подготовлен к публикации и размещен на сайте Министерства сборник «Проблемы формирования экологической культуры населения Челябинской области»;

проведена подготовительная работа по разработке программы методико-алгоритмического расчета экологического рейтинга объектов Челябинской области;

проведен 2-ой Фестиваль экологических фильмов Челябинской области. На Фестиваль было представлено 22 фильма, 18 из них вошли в программу Фестиваля;

подготовлен и издан Комплексный доклад о состоянии окружающей среды Челябинской области в 2013 году. Комплексный доклад направлен в органы власти, в школьные и вузовские библиотеки, муниципальные образования. Электронная версия доклада размещена на сайте Министерства www.mineco174.ru в разделе «Медиа / Комплексные доклады»;

продолжил работу Межведомственный совет по вопросам формирования экологической культуры населения Челябинской области, созданный постановлением Правительства Челябинской области от 30.07.2013 № 145-рп. В 2014 году проведено 2 заседания Межведомственного совета по следующим основным темам:

о приоритетных мероприятиях по реализации Концепции по формированию экологической культуры населения Челябинской области до 2025 года;

деятельность органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Челябинской области, осуществляющих управление в сфере образования, по формированию экологической культуры обучающихся Челябинской области;

о некоторых подходах к проблеме в реализации Концепции по формированию экологической культуры населения Челябинской области (2013-2014 годы).

На сайте Министерства создана и ведется областная информационная страница «Формирование экологической культуры».

В 2014 году при Губернаторе Челябинской области создан и начал работу Общественный совет по формированию экологической политики в Челябинской области. На заседании совета прошло обсуждение вопроса «Об оценке влияния на окружающую среду будущей деятельности АО «Томинский горно-обогатительный комбинат»».

В течение года обеспечивалась работа Специализированного научно-технического совета по проблемам радиационной безопасности населения Челябинской области. В 2014 году состоялось 5 заседаний Совета, в том числе совместное заседание Совета и кафедры «Безопасность жизнедеятельности» Южно-Уральского государственного  университета.

На заседаниях были рассмотрены следующие основные вопросы:

о выполнении мероприятий по обеспечению радиационно-экологической безопасности объектов ГК «Росатом», расположенных на территории Челябинской области;

о рассмотрении результатов радиационно-гигиенической паспортизации территории Челябинской области за 2013 год;

о рассмотрении результатов проведенной в 2013 году радиационно-гигиенической паспортизации территорий Красноармейского, Кунашакского  муниципальных районов и Трехгорного городского округа;

о результатах работ по анализу и комплексной оценке изменения радиационной обстановки на территориях Челябинской области, подвергшихся радиоактивному загрязнению, для оценки доз облучения населения и подготовки перечней населенных пунктов, отнесенных к зонам радиоактивного загрязнения», выполненных ФБУН «Научно-исследовательский институт радиационной гигиены имени профессора П.В. Рамзаева»;

о результатах работы рабочей группы по разработке предложений по совершенствованию действующего законодательства Российской Федерации и инкорпорирования вопросов статуса реки Теча и Восточно-Уральского государственного заповедника в существующую правовую базу;

о работе аварийно-технического центра ФГУП «РФЯЦ-ВНИИТФ им. академика Е.И. Забабахина».

Одно из направлений деятельности подведомственного Министерству областного государственного учреждения «Особо охраняемые природные территории Челябинской области» (далее именуется – ОГУ ООПТ) – эколого-просветительская работа с населением. С этой целью специалистами учреждения организуются:

1) экскурсионные маршруты по ООПТ Челябинской области;

2) экологические субботники и иные акции. Субботники проведены на 26 объектах, убрано 307,4 тыс. м2 территории памятников природы: Карагайский заказник, оз. Увильды, Аргазинское водохранилище, Серпиевский заказник, пещ. Усть-Катавская, Брединский бор, Брединский заказник, Боровской бор, Анненский заказник, Джабык-Карагайский бор, оз. Горько-Соленое, оз. Долгое, оз. Аракуль, оз. Сугояк, Шуранкульский заказник, оз. Сугояк, Челябинский (городской) бор, оз. Смолино, Кочердыкский заказник, Сосновый бор «Золотая сопка», Кичигинский бор, Уйский заказник, оз. Тургояк, курорт  «Кисегач», Варламовский заказник;

3) семинары, конференции, беседы и лекции по природоохранной тематике для учащихся средних и среднеспециальных учебных заведений, для посетителей ООПТ. Совместно с Центром детским экологическим города Челябинска, Областным центром дополнительного образования детей, МУК «Зоопарк» были проведены следующие мероприятия:

- городской экологический фестиваль «Я меняю мир вокруг себя»;

- городской и областной этапы областного конкурса «Тропинка»;

- городской конкурс «Зеленые уголки родного города»;

- городской конкурс научно-исследовательских работ «Химический калейдоскоп»;

- городской конкурс «Малахитовая шкатулка»;

- городской конкурс «ЭкоБУМ»;

- научно-практическая конференция «Их нужно беречь и охранять» и другие.

Принимали участие в заседаниях Ботанического общества, в организации и проведении соревнования среди любителей зимней рыбалки на оз. Увильды, посадке хвойных пород деревьев в Челябинском (городском) бору и других мероприятиях.

Традиционной становится научно-практическая конференция «Красная книга Челябинской области: состояние, сохранение, перспективы», где обсуждаются проблемы сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, растений и грибов, и способы их сохранения в природной среде обитания. В 2014 году изготовлены и распространены в школьные учреждения наглядные учебные материалы – папки с плакатами по краснокнижным видам животных и растений – 100 папок (по 20 плакатов в каждой папке).

Были организованы 2 фотовыставки: «Животный мир Карталинского района» в МУ Карталинский историко-краеведческий музей», «Фотопейзажи ООПТ Катав-Ивановска» в МОУ ДОД «Дом детского творчества города Катав-Ивановска»;

4) публикации материалов по проблемам сохранения особо охраняемых природных территорий Челябинской области на ТВ, в Интернетсети и периодических изданиях на регулярной основе.

 

Организация системы экологического образования

в Челябинской области

Экологическое образование представляет собой непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей природной среде.

Министерством образования и науки Челябинской области, муниципальными органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, реализуются мероприятия по совершенствованию экологического образования и воспитания.

Ежегодно в муниципальных дошкольных образовательных организациях Челябинской области реализуются проекты по формированию зколого- развивающей среды: ребята в игровой форме узнают о правилах поведения в природе, опасности загрязнения рек и воздуха, проводятся мероприятия по формированию экологического сознания детей.

Общеобразовательные организации области реализуют экологическое образование через учебные дисциплины и внеурочную деятельность (олимпиады, конкурсы и т.д.), научные общества учащихся, кружки и факультативы экологической направленности, комплексные полевые экологические практикумы.

Например, на базе МОУ Полетаевская СОШ Сосновского муниципального района продолжается реализация программы «Развитие экологического образование и воспитания в условиях полевого экологического лагеря», которая основывается на интеграции учебных предметов (биология, экология, физика, химия, география, краеведения, информатика), внедрении современных исследовательских подходов к экологическому образованию и воспитанию, гуманизации экологического образования, использовании потенциала гуманистической воспитательной системы, направленной на формирование экологической культуры обучающихся.

В общеобразовательных организациях проводятся предметные недели по экологии, уроки экологии «Природа Урала», «Мы - жители Земли», «Все о природе», экологические субботники, экологические марши, эколого- краеведческие экспедиции, классные часы «Заповеди леса», «Редкие растения и животные», «Прогулки в Природоград», «Экологический кризис: шанс на спасение», акции в защиту природных объектов «Берегите планету», «Урал»,

«Наш город», «Спасти и сохранить», акции по охране мест обитания живых организмов «Живая весна», «Кормушка», «Зимние учеты птиц», акции по сбору макулатуры «Бумага во благо», «Слово Мусор вне закона».

В рамках практического природоохранного проектирования реализованы проекты по благоустройству и озеленению пришкольных участков «Посади дерево», «Цвети, мой город», «Сделаем Землю чистой», по очистке и благоустройству родников, берегов рек и озер («Ишакай», «Березка», «Ракитка»), проекту по экологическому просвещению «Защитим воду - наше богатство», «Берегите воду», «Если ты природе друг».

В 73 образовательных организациях проведены выставки фотографий и рисунков «Чистый Златоуст», «Чистая планета», конкурсы газет, стихов, сочинений, выступления на радио и телевидении в защиту природы, созданы экологические тропы «Русская Швейцария», «Пугачевская пещера».

Ежегодно увеличивается количество участников различных олимпиад и конкурсов по экологии. В 2014 году в региональном этапе всероссийской олимпиады школьников по экологии приняли участие 79 обучающихся (2013 год– 73обучающихся). Высокие результаты в региональном и заключительном этапах всероссийской олимпиады школьников показали обучающиеся образовательных организаций: МАОУ многопрофильный лицей № 1 (г. Магнитогорск); МБОУ СОШ № 70, МАОУ лицей № 102, МАОУ лицей № 77, МОУ СОШ № 12, МАОУ гимназия № 80 (г. Челябинск); МОУ Полетаевская СОШ (Сосновский муниципальный район); МБОУ лицей № 13 (г. Троицк); МКОУ СОШ № 9 (г. Аша).

В регионе сложилась и продолжает развиваться система дополнительного образования детей, которая располагает социально-педагогическими возможностями по развитию творческих способностей учащихся, социальному и профессиональному самоопределению.

Дополнительные общеобразовательные развивающие программы естественнонаучной (в том числе эколого-биологической) направленности реализуются в 51 (33,8%) организации дополнительного образования Челябинской области; в 4 специализированных муниципальных организациях дополнительного образования (станции и детские экологические центры) и 47 многопрофильных организациях (дворцы, дома и центры дополнительного образования детей), расположенных в 28 муниципальных образованиях Челябинской области. В указанных организациях занимаются 7558 обучающихся (в 2013 году – 5552 чел.).

Программы эколого-биологической направленности реализуются в общеобразовательных организациях во всех муниципальных образованиях и охватывают 23736 обучающихся (в 2013 году – 7676 обучающихся).

Одним из факторов, определяющих уровень развития системы дополнительного образования детей, является обеспечение ее дополнительными общеобразовательными развивающими программами (далее - программа).

В системе дополнительного образования детей реализуются 944 программы естественнонаучной направленности, в том числе 97 – авторские.

В 2014 году в рамках Календаря массовых мероприятий для обучающихся были организованы и проведены областные мероприятия (конкурсы, фестивали, профильные тематические смены) по формированию экологической культуры обучающихся. Такие как:

конкурс учебно-опытных работ и практических проектов «Юннат»; конкурс юных экологов «Тропинка»; лесной конкурс «Подрост»;

экологический конкурс им. А.Н. Белкина «Твои первые открытия».

В августе 2014 года прошел ежегодный областной слет школьных лесничеств и детских экологических объединений «Юные друзья природы».

Значимым мероприятием в формировании экологической культуры и просвещения является областная акция «Летопись добрых дел по сохранению природы». Результаты акции «Летопись добрых дел»: более 19 тыс. участников, 150 спасенных деревьев, 160 тонн собранных отходов, 40% которых были отправлены на переработку. Благодаря раздельному сбору отходов в переработку отправилось 10 тонн макулатуры и 0,5 тонны алюминия.

В целях привлечения обучающихся образовательных организаций к изучению экологического состояния водных объектов и их охране в ноябре 2014 года состоялся областной фестиваль «Вода на Земле», посвященный Международному дню воды.

В рамках фестиваля «Вода на Земле» обучающимися образовательных организаций были реализованы проекты: «Качество потребления воды населением на территории Миасского городского округа», «Изучение экологического состояния водоемов Озерского городского округа. Экспедиция к потерянным озерам», «Сравнительная характеристика состояния городских пляжей», «Таксономическая структура пелагического зоопланктона озера Малый Теренкуль», «Вертикальное распределение газов в озере Малый Теренкуль», «Диатомовые водоросли как виды индикаторы состояния качества воды озера Чебакуль Кунашакского района», «Проблемы водоснабжения на научной базе Южного лесничества Ильменского государственного заповедника», «Изучение качества воды озера Чебаркуль по макрофитам», «Сапробиологический анализ воды озера Ильменское по биоразнообразию моллюсков», «Оценка рекреационной нагрузки береговой зоны озера Тургояк», «Исследование влияния химических реагентов на диатомовый фитопланктон Шершневского водохранилища Челябинской области».

В мероприятиях приняли участие более 50000 обучающихся, 2788 обучающихся стали победителями.

На всероссийских и международных экологических конкурсах Челябинскую область представляли 45 обучающихся (в 2013 году– 43 обучающихся). Победителями и призерами стали 21 школьник из Миасского, Троицкого, Челябинского городских округов; Аргаяшского, Брединского, Кусинского Чебаркульского муниципальных районов.

На базе ГБУДОД «Областной центр дополнительного образования детей» в 2014 году функционируют областные заочные школы, которые реализуют комплексные образовательные программы: «Зеленый дозор», «Лесоводство», «Фитодизайн».

В целях повышения системности содержания непрерывного экологического образования в муниципальных образованиях в 2014 году проведены заседания районных методических объединений, семинары, семинары- практикумы. Например, «Роль проектной деятельности в организации экологического воспитания в школе» (Ашинский муниципальный район); «Карагайский бор-памятник природы» (Верхнеуральский муниципальный район); «Научная деятельность учащихся по формированию экологической культуры учащихся» (Еткульский муниципальный район); «Формирование экологической культуры средствами искусства» (Челябинский городской округ); «Экологическое образование и воспитание в условиях перехода на ФГОС» (Каслинский муниципальный район); «Моя Родина начинается с моего села» (Чесменский муниципальный район); «Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни» (Кусинский муниципальный район), «Прикладные аспекты сетевого взаимодействия в экологическом образовании» (Озерский городской округ), «Формирование экологической культуры обучающихся в процессе учебной и внеучебной деятельности», семинар «Формирование экологической культуры учащихся начальной школы» (Троицкий городской округ).

Существенное внимание уделено вопросам использования воспитательного потенциала полевого экологического практикума. Для педагогических работников области проводится модульный курс «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности в рамках экологического образования». Педагоги знакомятся с опытом коллег по организации исследовательской деятельности по экологическим проблемам (чистота питьевой воды, загрязнение рек и водоемов, охрана исчезающих птиц и животных родного края), изучают технологии организации исследовательской деятельности школьников.

В рамках курсов повышения квалификации педагогов дошкольных образовательных организаций, учителей начальных классов, преподавателей физики, химии, биологии, классных руководителей на базе ЧИППКРО реализуются 11 модульных курсов, направленных на формирование проектных компетентностей педагогов в системе непрерывного экологического образования. Рассматривается широкий спектр вопросов: основные направления экологического образования дошкольников; организация педагогической деятельности по формированию экологической культуры детей в начальной школе; внедрение результатов открытий физики и химии в промышленность как один из главнейших источников загрязнения окружающей среды; проблемы атомной промышленности, энергетики и других отраслей, использующих достижения физики и химии, их воздействие на окружающую среду. Организуются встречи с авторами учебников по экологии; методистами издательств, выпускающих продукцию экологического содержания.

В 2014 году курсовую переподготовку прошли 1672 педагога области.

Федеральные государственные стандарты среднего общего образования предполагают введение в образовательных организациях интегрированного курса «Естествознание». В связи с этим специалистами ЧИППКРО разработана и лицензирована образовательная программа профессиональной переподготовки «Теория и методика преподавания естествознания». Образовательная программа представляет собой педагогическую систему профессиональной переподготовки работников образования на получение дополнительного профессионального образования в новой для них сфере педагогической деятельности - учитель школьного интегративного курса «Естествознание». Данная программа включает в себя разделы по экологии: «Биология и экология» и «Основы здоровьесбережения и экологии человека», раскрывающие многие аспекты экологического образования.

Организована система информационной поддержки экологического образования. Государственным бюджетным учреждением дополнительного образования детей «Областной центр дополнительного образования детей»:

издан каталог учебно-опытнических работ и практических проектов по итогам областного конкурса «Юннат», куда вошли аннотации проектов по полеводству, овощеводству, плодоводству, цветоводству, ландшафтному дизайну и архитектуре;

сформирован информационный банк, включающий реестр трудовых объединений, имеющих условия для экологического образования по итогам областного конкурса «Юннат»;

разработаны методические рекомендации по подготовке к областным конкурсам экологической направленности «Юннат», «Вода на Земле», «Подрост», «Тропинка», «Летопись добрых дел по сохранению природы», «Юные друзья природы».

В системе общего образования Челябинской области в целом наблюдается позитивная динамика в развитии экологического образования:

расширяется экологизация учебного содержания гуманитарных и естественнонаучных дисциплин;

внедрение в практику общеобразовательных организаций новых форм экологического образования с обучающимися (межпредметные уроки, (комплексные полевые экологические практикумы, ролевые и сюжетные игры, приемы имитации и игрового моделирования, ученические конференции, походы-экспедиции по исследованию и охране природы родного края, ролевые практикумы);

расширяется практическая направленность эколого-биологических программ в системе дополнительного образования детей;

сложилась и реализуется система массовых мероприятий экологического содержания с обучающимися и воспитанниками;

совершенствуется методическое сопровождение экологического образования обучающихся и педагогов.

Обнаружив в тексте ошибку, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.
Дата публикации: 15 сентября, 2016 [08:13]
Дата изменения: 15 сентября, 2016 [08:13]
Баннерная сеть